Великий Пост, это радостный период нашей жизни, так как в это время мы очищаем себя от греха.
В это время, в церкви и дома, во время каждого молитвенного правила или моления читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина.
МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА
Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
(Земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве,
даруй ми рабу Твоему.
(Земной поклон)
Ей, Господи Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
(Земной поклон)
Боже, очисти мя грешного. (12 раз с поясными поклонами)
Повторить всю молитву:
Господи и Владыко живота ……. во веки веков, аминь.
(земной поклон)
ПЕРЕВОД
Живота моего — жизни моей
Дух праздности — склонность к праздности, или лени
Уныние — безнадежность
Любоначалие — властолюбие, т. е. любовь начальствовать и властвовать над другими
Празднословие — произношение пустых слов (пустословие), а также произношение дурных и бранных слов
Не даждь ми — не дай мне
Целомудрие — здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души; Смиренномудрие — сознание своего несовершенства и недостоинства перед Богом и когда не думаем о себе, что мы лучше других (смирение)
Терпение — терпение нужно при перенесении каких-либо неудобств, лишений и нечестий; а также нужно и для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца
Любве — любви (къ Богу и ближним)
Ей Господи — о, Господи!
Даруй ми зрети — дай мне видеть, сознавать.
Под братом разумеется всякий другой человек
Яко благословен еси — потому что Ты достоин прославления.
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ
Великий подвижник благочестия преподобный Серафим Вырицкий многим духовным чадам советовал как можно чаще читать молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…»
«В этой молитве вся суть Православия, все Евангелие. Ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека,» — говорил батюшка.
«Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» Грех осуждения отец Серафим называл одним из величайших духовных недугов нашего времени!
«Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его,» — говорил вырицкий старец. Он особо напоминал о недопустимости осуждения священства: «Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все Таинства невидимо совершает Сам Христос. Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов.»
Покаянная молитва Ефрема Сирина вдохновила Александра Сергеевича Пушкина на создание прекрасного стихотворения:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлететь во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне сердце оживи.
1836 г.
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН
(ок. 306 – ок. 378 гг.)
(день памяти: 28 января/10 февраля по ст./нов. стилю)
Родился в начале IV века в городе Низибии (Месопотамия) и поначалу проводил неблагочестивую жизнь. Будучи несправедливо обвиненным, он удалился в горы и стал отшельником.
После взятия Низибии персами в 363 году преподобный покинул места своего отшельничества и поселился в монастыре близ города Едессы, где и оставался до кончины. Преподобный Ефрем Сирин сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение слова Божия, черпая в нем для своей души умиление и мудрость. Немало он потрудился и в истолковании Священного Писания. На Востоке высоко ценились его экзегетические и догматические сочинения, а его знаменитые гимны, отличающиеся мистической и поэтической красотой, используются в сирийской литургической практике. Преподобным написано много песнопений и молитв, обогативших Церковное Богослужение. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста.
Преподобный всегда учил, что главный двигатель христианской жизни — покаяние. Его покаянная молитва “Господи и Владыко живота моего” читается на богослужении во время Великого поста.
Свежие комментарии