На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Leonid Я
    SalicaceaeВерба или ива, ле...
  • Alexei Diomin
    приветПОСТЫ И ПРАЗДНИКИ...
  • Алексей Иванов
    Самая мощная защита от сглаза и порчи это БК-17, есть много отзывов https://biokor-17.ru/Мощная защита от ...

Иконы Крещения Господня.


Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, 
что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: 
Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде 
голубя.
 

Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес 
представляют Равеннские мозаики V-VI вв.

В куполе Православного 
баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель 
представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с 
опущенными вниз руками; Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него 
спускается Дух Святый в виде голубя.

Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой 
рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из 
сосуда возливает на главу Спасителя воду. Правее Спасителя – в водах 
Иорданских – бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая 
ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан. 
Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов, 
первыми принявших крещение; они несут в руках короны, намереваясь 
вручить их Господу. 
Крещение Господне. Богоявление. (2)

Синайский диптих из монастыря Св. Екатерины. Фрагмент 
По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся
к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить, 
какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую 
землю. 
Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские; Он 
находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит 
(взыде абие от воды – Мф. 3:17); Предтеча, облаченный в одежду из 
верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю 
руку, исполняя всякую правду. На противоположном берегу Иордана – 
благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу 
одежды… 
Крещение Господне. Богоявление. (9)

Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе 
Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими
памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: “Спас наг… правою 
рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела… 
наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”. 
Крещение Господне. Богоявление. (18)
Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград. 
Более поздние тексты дают описание подробнее: 
“Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к
Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора 
празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле 
Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к 
пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы. На Предтече 
риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая 
санкиро-дикая (коричнево-оливковая). С другой стороны реки гора вохра с 
бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит
ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел 
держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; 
третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, 
исподняя баканная с белилами”. 
XI век. Греция.  Монастырь Осиос Лукас

XI век. Греция. Монастырь Осиос Лукас 
Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета 
этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя 
миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как 
первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее 
свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане 
бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в 
Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных 
пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы 
Христовой. 
Крещение Господне. Богоявление. (3)
Коптская икона 
Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, 
имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики 
увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, 
беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его 
(Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка 
Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как 
цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца.
Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси
Бога Духа Святого, Царя Небесного. 
Коптская икона

Коптская икона
В иконографии Богоявления нет видимого 
присутствия Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница – 
царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских 
Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь 
Мира. 

О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая 
ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его 
прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы 
едины в Существе Своем; Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух –
в Отце и Сыне. И если рассматривать цвета в качестве символов Святой 
Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о 
любом из Лиц Триединого Божества. 

 
 
 
Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г 
 
 
 
 

 
 
 
 
Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя 
0_7c652_bc12b140_L (90x50, 15Kb)
тут

Картина дня

наверх