Традиционными средствами выражения представлений народов мира о Природе являются мифологические образы животных. Причем, по этим образам из сказок мы можем судить о человеческих взаимоотношениях предков, а из песенного фольклора - о семейных узах.
Курица, в отличие от других животных, не несет в себе определенно обозначенный смысл. Но все же она часто символизирует материнство - куриная любовь и забота ее о своем потомстве не имеют границ.
Надо отметить, что образ наседки вызывает в сознании европейцев сразу два противоположных чувства: с одной стороны, сравнивая человека с курицей, говорят о его прилежности и усидчивости в обучении, а с другой стороны, о нем судят, как о человеке с куриными мозгами или "глупой куре". Это обозначает духовную нищету недалеких людей, у которых мысли бессвязно перескакивают с одного на другое, что сравнимо с курами, часто впадающих в глупую панику.В сказаниях большинства народов мира наседка олицетворяет подземные богатства и сокровища, она несет золотые яйца, а ей нередко сворачивают голову. Глупо, но, тем не менее, это происходит в мифологических сюжетах. Почему? Объясняется это языческими обрядами с жертвоприношениями в эпоху мифотворчества.
Кукареканье петуха | |
Крик петуха | |
Голос курицы | |
Квохтанье курицы | |
Голос молодого петушка |
Какие же суеверия связаны с курицей? Их можно условно подразделить на следующие группы:
1. Суеверия, связанные с повышением куриной производительности (яйценоскости и пр.):
"Чтобы куры не теряли своих яиц, натирают им задний проход солью. Когда молодая курица снесет первое яйцо, тогда хозяйка должна взять это яйцо и погладить им по голове мужа, приговаривая: "Пускай у Чернушки (имя курицы) будет столько яичек, сколько у ... (имя мужа) на головушке волосков" (Полесье).
"Для развода кур, особенно хорошей породы, крестьянин никогда не даст соседу яиц для высиживания цыплят. Иначе переведутся все куры" (Центральная Россия).
"У крестьян куры часто несут яйца по чужим дворам. Таким курам, чтобы они неслись у себя, остригают в хвосте несколько перьев и перья кладут в их гнездах" (Центральная Россия).
Если курица перестает нестись или заболевает, то виновником этого считают дворового или кикимору. "Очень часто кикимора выщипывает у кур перья. Чтобы кикиморы не вредили курам, вешают под куриной нашестью лоскутья кумача, горлышко от разбитого глиняного умывальника или же, наконец, "куричьяго бога". "Куричий бог" - это камень, нередко попадающийся на полях с одною или несколькими сквозными дырочками" (Полесье).
Убитая сорока служит оберегом домашней птицы. В Полесье ее вывешивают на дворе для защиты цыплят от сорок и других хищных птиц. В Гродненской губернии перья убитой в первый день марта сороки кладут под курицу, сидящую на яйцах, чтобы уберечь ее от сглаза. У болгар существует поверье, что сорока способна отпугивать болезнь, нападающую на кур. Поэтому ее вешают около курятника или в качестве оберега используют сорочьи перья и желудок.
2. Суеверия, связанные с приметами, помогающими человеку и улучшающими его бытие:
В Македонии для защиты скота от волков крестьяне в канун праздника св. Мартина рубят на пороге дома голову черной курице, окропляют ее кровью порог или рисуют ее головой крест над дверями. Обезглавленную курицу оставляют здесь на всю ночь, утром ощипывают и съедают, а голову трижды продевают сквозь узел очажной цепи и подвешивают к ней на нитке, вкладывая в клюв по одному волоску от каждого животного в хозяйстве. Потом истолченную голову дают съесть скоту.
"Если кто-то внесет в дом новобрачных курицу и заставит прокричать ее петухом, это будет добрый знак для молодой семьи" (Йоркшир, Великобритания).
По античным знахарским поверьям, куриная кровь сдерживает обуревающие половые инстинкты.
В Черниговской губернии молодые парни из числа родственников и друзей невесты называются на свадьбе "соловьями". Утром после брачной ночи они приносят невесте угощение и делят печеную курицу: "у молодого курицу палять, а потом едуть к молодой делить: молодое матери - жопу".
Англичане-супруги Рэддфорд в 1947 году опубликовали интересное сообщение: "В церкви Св. Теклы (поселок Лландегла, Уэльс) падучую болезнь (эпилепсию) пытались лечить с помощью курицы или петуха. Фактически болезнь должна была перейти на птицу. Больному сперва следовало омыть свои руки и ноги в священном источнике, расположенном рядом с церковью, бросить в источник монету в четыре пенса и трижды прочесть "Отче наш". После этого птицу - петуха или курицу, в зависимости от пола больного - клали в корзину и обходили с нею сперва вокруг источника, а затем вокруг церкви. Затем больной входил в церковь и, сразу же после рассвета,простирался во весь свой рост под столом для Причастия. Затем он жертвовал шесть пенсов и покидал церковь. Курицу (или петуха) оставляли в церкви. Если она подыхала, считалось, что эпилепсия перешла на нее от больного, который таким образом освободился от своей болезни".
Встревоженные куры квохчут | |
Квохтанье курицы | |
Ку-ка-ре-ку петуха | |
Петух кукарекает |
3. С приметами, несущими угрозу жизни человеку:
"Свистящая женщина и курица, которая кричит петухом - два самых больших несчастья на свете" (Великобританиях: Корнуолл, Нормандия).
Если курица запела петухом, то в русских деревнях это считается крайне неблагоприятным признаком, - в семье кто-то умрет. Но такую курицу рубят не всегда. Курицу ловят и начинают ею мерить избу от стены к противоположному порогу, переворачивая птицу через голову. Если она оказалась на пороге головой, ей рубят голову, если же хвостом, то отрубают хвост и отпускают.
"Кто ступит на место, на котором волк зарезал козу, или где собака скребла лапами, или где был зарезан петух, у того будет чесаться тело" (Могилевский уезд).
4. С приметами, связанными с климатом:
"Куры в пыли купаются - к дождю" (повсеместно).
"Курица, встреченная весной натощак, сулит тоску в течение всего года" (Закарпатье).
5. Еврейская символика, присущая курице:
А.В. Гура, известный русский этнограф, приводит объяснение жителей Полесья о причинах придания курице еврейской символики: "В Волынском Полесье куропатке, как и удоду, присуща еврейская символика. В Ковельском р-не Волынской обл. ее называют еврэйска курыця. Народная легенда так объясняет это название: "Як Мойсей еврэи выводив з Египта", им нечего было есть. Голодные евреи кричали: "Нам мьясо трэба!" Тогда "так Бох зробыв, шо налэтилы коропатвы и пэрэпелы", и люди стали есть этих птиц. "И оттого вона называйицця еврэйска курыця". Поэтому евреи охотно покупают на базаре этих птиц и употребляют их в пищу. Согласно поверью, "колысь жид казав: ек нэ будэ карапатвов, то й жидыв нэ будэ".
Путь познания никогда не кончается, так как абсолютная истина никогда не достижима. Но очень важно сохранить в памяти потомков этапы формирования взглядов человека на окружающий его мир через призму образов животных.
Источник: Владимир Пилюгин
Свежие комментарии