На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Leonid Я
    SalicaceaeВерба или ива, ле...
  • Alexei Diomin
    приветПОСТЫ И ПРАЗДНИКИ...
  • Алексей Иванов
    Самая мощная защита от сглаза и порчи это БК-17, есть много отзывов https://biokor-17.ru/Мощная защита от ...

Приметы, поверья, народная магия, вещие сны, заговоры.

Приметы, поверья, народная магия, вещие сны, заговоры.

Человек традиционной культуры использует многовековой опыт своего народа и в современном мире.

Жители Черноземья и в начале XXI века в значительной степени сохраняют черты традиционного мифологического сознания. Как на селе, так и в городе прибегают к помощи магических приемов, широко распространены заговоры на разные случаи, велика вера в приметы, вещие сны, – в целом люди верят в возможность бытового, повседневного сакрального общения с потусторонним миром. Оно имеет целью получение помощи, защиты, поддержки, удачи, выгоды. Люди верят, что путем совершения магических действий могут повлиять на успех дела. В городах где население традиционно активно занимается торговлей, бытует много заговоров, примет, мелких магических манипуляций, приносящих удачу в торговле.

В городах, которые стоят на реке и традиционным занятием мужчин с древних времен является рыболовство, среди рыбаков существуют свои приметы и магические приемы. Свой спектр верований и поверий имеется у водителей, студентов, садоводов и огородников. Так, студенты, большинство которых родом из сельской местности, используют элементы традиционной крестьянской охранительной магии. Например, студенты из Елецкого района берут с собой на экзамен высушенный свиной пятачок, считая, что он принесет им удачу. В деревнях же свиной пятачок зажимают в руке, когда проходят мимо тех, кого считают колдунами, или мимо мест, где водится нечистая сила.

Широко развито использование в магических целях разнообразных предметов домашнего обихода. Например, веник ставят обязательно метелкой вверх для богатства и благополучия в доме. Веник выбрасывают в окно во время града, чтобы он прекратился. Веником разметают дорогу перед женихом, когда тот отправляется за невестой, подобные действия выполняют функцию ритуальной защиты жениха от порчи и колдовства. Нельзя выметать мусор из дома, если кто-то из домашних отправился в путь, до тех пор, пока он находится в дороге. Для того чтобы поездка прошла благополучно, принято также ставить на стол хлеб, соль, кружку или стакан, наполненные до краев водой. Стойко сохраняется убеждение, что незамужним и неженатым нельзя сидеть «на углу стола», иначе «замуж не выйдешь» (не женишься).

Считается, что на столе нельзя оставлять ножи, особенно на ночь. Ножи в обрядово-магической практике используют с разнообразными целями, с их помощью можно нанести магический вред человеку или, напротив, защитить его. Нож могут подбросить «под порог» дома новобрачных, чтобы навести на них порчу. В семейной традиции известен обряд «разрезания пут», когда перед ребенком, сделавшим первые шаги, трижды ножом чертят крест, считая, что это принесет ему благополучие.

Вот как лечат детям горло в селе Хитрово Елецкого района.

Берется половник и нож. Ножом на тыльной стороне половника чертится крест. Ребенок должен облизать половник. Все это повторяется три раза. Делается утром и вечером три дня. При этом заговоров никаких не читают. Рассказчица очень удивлялась, что об этом приеме никто не слышал. Она была уверена, что все так лечат горло.

Очень много примет, запретов, обрядовой магии связано с рождением и жизнью детей, например:

Если ребенок заболел, то, чтобы он скорее выздоровел, к его кровати нужно прикрепить свадебную фату матери.

Когда мать кормит ребенка грудью, на него нельзя смотреть «с изголовья».

Нельзя смотреть на спящего маленького ребенка – будет беспокойно спать, можно «сон у него забрать».

Когда у детей меняются зубы, есть заговор: «Мышка, мышка. Возьми зуб простой, а дай зуб костяной». При этом выпавший зуб выбрасывали в поддувало печи или в угол.

Общеизвестно, встретить человека с пустым ведром – плохая примета. Информант из села Паниковец считает, что местные колдуны при помощи ведра могут колдовать. Девушка видела, как известная всем в селе колдунья катала по огороду пустое ведро. Рассказчица была убеждена, что это делалось именно с целью колдовства. Защита от колдовства – «нешитая иголка» (новая иголка, которой не шили). Ее втыкают над дверью.

Широко распространены поверья о зеркалах. Всегда завешивают зеркала, если в доме кто-то умер. Многие в этот период завешивают также и телевизор. Плохой приметой считается, если зеркало треснуло или упало. Известно убеждение, что, если выйдя из дома, человеку придется вернуться обратно, то – «пути не будет». В этом случае, чтобы избежать негативных последствий, нужно посмотреться в зеркало.

Примет существует великое множество:

Птица постучит в окошко – к беременности.

Для достатка в доме: чтобы на ночь все ведра были полные с водой.

Когда в небе молодой месяц, нужно подержаться за деньги, приговаривая: «Водись, водись, водись – не переводись».

Для благополучия в доме нельзя оставлять на ночь на столе ложки, вилки, ножи.

Нельзя оставлять белье сушиться на улице ночью. До вечерней зари обязательно надо снять.

Если в доме неладно, нужно вымести все углы вверху и внизу от последней комнаты к выходу.

Веник ставят широкой стороной вверх – к деньгам и удаче.

Приметы и поверья настолько крепко укоренились в сознание русского человека, что соблюдаются и применяются уже на уровне привычек:

Чтобы деньги водились – ногти подстригать во вторник или пятницу.

Если кошка умывается на дверь – к гостям.

Чтобы девушке быть здоровой и красивой, рано утром нужно валяться в пшенице по росе голой.

На Сретенье девушке нужно умыться снегом для красоты.

Девушки ели горбушки и капусту, чтобы грудь была пышная.

Ржавый гвоздь найти – на счастье.

Часто в магических приемах сочетаются суеверия и религия. Елецкие рыбаки берут на церковную службу рыболовные крючки, стремятся стоять ближе к алтарю и священнику, считая, что эти крючки принесут удачу на рыбалке. В то же время эти рыбаки перед началом рыбной ловли плескают в воду немного водки – «Водяному». Чтобы рыбалка была удачная, не берут с собой рыбу. На рыбалке нельзя давать другому рыбаку червя – рыба не будет ловиться.

Люди, занимающиеся торговлей, придают большое значение началу торгового дня, первому покупателю и первым полученным деньгам. Первыми деньгами для удачи и прибыли «обстукивают» весь свой товар. Подобные представления, приспособленные к специфике современной жизни, бытуют и в среде музыкантов. Так, елецкая студентка, которая подрабатывала пением в ресторане, рассказывала о том, что, получив первую «денежку», певица и музыканты проводят ею по музыкальным инструментам, пульту, блоку, ноутбуку.

Когда поросят продают: первого продашь – денежкой, полученной за него, всех остальных надо обстучать.

И так со всем товаром: летом 2011 года женщина покупала соломенную шляпу на рынке, «на Эльте», продавец, получив деньги, постучал ими по всем шляпам на своих полках.

Удачу торговцам сулит и то, если первый покупатель будет мужчина. Такое поверье имеет и более широкое значение: считается, что день будет удачным, если первый встречный будет мужчина.

Верят: Утром выходишь, встретишь первого мужчину – к добру. Женщину – плохо. Об этом говорят и таксисты: если первый пассажир – мужчина, то день будет удачным, если женщина, можно сразу ехать домой, выручки не будет.

Женщина, продававшая поросят, заставляла дочь выглядывать на улицу: когда пройдет мужчина, только тогда выезжали на рынок.

Для торговцев очень важны магические манипуляции с деньгами: деньги стараются держать в одном месте, «в кучечке», «чтобы прирастали», стремятся брать в долг под большие православные праздники, чтобы деньги не переводились, и была прибыль и т.п. Деньги берут всегда левой рукой, отдают всегда правой.

Впрочем, большинство своих магических приемов торговцы стараются не выдавать, опасаясь, что они потеряют силу. Так же поступают и представители других разнообразных занятий. Не каждый расскажет, какими он пользуется заговорами и обрядовыми приемами. Их стараются хранить в семье и передавать родственникам «по наследству».

Многие жители Черноземья до сих пор верят в приметы. Большое значение придается «вещим снам». На эту тему всегда поступает большое количество информации. Приметы могут предвещать разнообразные жизненные события: смерть или рождение человека, свадьбу, переезд в новый дом, удачу или неуспех в занятиях, даже смену погоды. Зачастую, приметы связаны с древними мифологическими образами.

В вещих снах люди получают советы, предупреждения, важную для них информацию. Рассказы информантов полны примерами сбывшихся, по их мнению, вещих снов.

Житель Ельца рассказывал: после смерти отца в 2000 году ему полагалась пенсия по потере кормильца, он оформил все документы, сдал их, но не знал размер пенсии. Снится ему отец, сидит у бабушки в саду. Парень просит у него денег, отец лезет в карман, достает и отсчитывает шестьсот девятнадцать рублей, дает ему. Рассказчик четко запомнил и этот сон, и эту сумму. Пенсия, которую позже он получил за отца, равнялась точно шестистам девятнадцати рублям.

Общеизвестно:

Мясо во сне – плохо, к болезни. Кровь – к родственникам. Яйца – кто-то явится, к новостям. Мелочь – к слезам, неприятностям. Бумажные деньги – хорошо.

С четверга на пятницу – сны вещие, надо сон загадывать.

Если приснился плохой сон, утром следует сказать: «Куда ночь, туда и сон». Или: «Страшен сон, да милостив Бог».

Обращение к заговорам в Черноземье до сих пор развито довольно широко. Заговоры представляют один из архаичных пластов народной культуры. Они подчас содержат в себе элементы древних сакральных представлений и знаний о мире; в них отражена картина мира, восходящая к древней славянской и индоевропейской архаике. В заговорах обращаются к изначальным природным стихиям и явлениям: к земле, воде, огню, солнцу, «заре-зарянице», растительному и животному миру. Взывают, как к христианским святым, так и к таинственной нечистой силе. Часто употребляются важнейшие символы традиционной культуры земледельцев: жито, хлеб-соль. Встречается упоминание оружия, например, «златых» лука и стрел в заговоре, обращенном к святому Егорию. Употребляют магические числа: три, триста, двенадцать и т.п. Действие заговора разворачивается в сакральном, мифологическом пространстве и в сакрально значимое время: «во чистом поле», «на несеяной ниве», «на заре», в полдень или полночь. Это пространство наполнено мифологическими существами, почитаемыми животными и птицами, связанными с потусторонним миром. Например, в заговоре «от сибирки» обращаются к «черному ворону», в заговоре об исцелении к «черному зверю медведю».

Заговоры представляют собой самобытный пласт устного народного творчества, многие из них поэтичны, напевны. Они читаются в особом ритме, чтобы те силы, к которым обращается человек, «лучше слышали» и ответили на призыв.

При всей своей эстетической ценности заговоры в жизни людей выполняют, в основном, практическую функцию. С их помощью лечат болезни, устраивают личную жизнь, привлекают удачу, защищаются от нечистой силы, злых людей и неблагоприятных жизненных обстоятельств. Можно сказать, что имеются заговоры почти на все случаи жизни.

Вот пример заговора об исцелении

Сходит Егорий с небес по золотой лестнице. Сносит Егорий с небес 300 луков златополосных, 300 стрел златоперных, 300 тетив златоголосных и стреляет. Отстреливает у Б. уроны, прикосы, грыжи, бесины, нечисти и кладет на хребет черному зверю медведю. И понеси, черный зверь медведь, и затопи, черный зверь медведь, в зыбучие болота уроны, прикосы, грыжи, бесины, нечисти, чтобы век не бывали ни в день, ни в ночь.

А.

http://elzem.ru/statya-vypuska/primety-poverya-narodnaya-mag...

Пискулин

Картина дня

наверх